Российские IT-компании переводят на отечественный софт
14 сентября 2017 годаПрезидент РФ Владимир Путин призвал использовать в сфере обороны и энергоснабжения только полностью отечественные высокотехнологичные решения. Наличие в них зарубежных компонентов несет угрозу национальной безопасности, поэтому государство будет вынуждено отказаться от их закупки. Участники рынка цифровых технологий рассказали о текущем положении и прокомментировали перспективы импортозамещения для участия в госзаказе. Своей экспертной оценкой поделился генеральный директор компании «Актив» Константин Черников.
Константин Черников: Создание реестра отечественного ПО отлично помогает отдавать приоритет отечественной продукции!
При создании высокотехнологичной продукции российские компании должны использовать отечественное программное обеспечение: это необходимо для обеспечения национальной безопасности. В противном случае государство не сможет использовать их продукцию в некоторых сферах, заявил президент России Владимир Путин в ходе встречи с представителями информационно-коммуникационного кластера Пермского края. «В каких-то сферах государство вам неизбежно скажет: знаешь, мы не можем это взять, потому что где-нибудь там кнопку нажмут — и все у нас отключится», — цитирует слова президента «РИА Новости».
В качестве критически важных для безопасности страны сфер он назвал оборону и энергоснабжение. «Не нужно предлагать железо IBM, а программное обеспечение — еще там откуда-то, из-за «бугра». Некоторые вещи не сможем взять не потому, что хочется создать проблему, а потому что слишком много рисков», — сказал Владимир Путин.
«Программное обеспечение, необходимое для производства высокотехнологичной продукции, включает прежде всего системы автоматизированного проектирования и производства (CAD/CAM/CAE), а также системы управления жизненным циклом изделий (PLM), — говорит Валентин Макаров, президент организации «Руссофт». — Такие системы были созданы в подавляющем большинстве зарубежными компаниями при сильной господдержке. Эти инструменты развивались в рамках становления 5-го технологического уклада, в то время, когда России было не до этого, у нас завершался социализм и шел этап перехода от социализма к капитализму. В результате доля импортных систем CAD/CAM/CAE, PLM и др., используемых российскими гражданскими и оборонными предприятиями, как мне представляется, составляет 70-80%».
«Отечественные аналоги большинства используемых в этой сфере систем уже существуют, однако переход на них влечет за собой существенные затраты со стороны пользователей. Поэтому они и не торопятся это делать», — говорит Александр Казин, исполнительный директор ассоциации «Форум независимых разработчиков программного обеспечения».
По словам Валентина Макарова, угроза отключить «одной кнопкой» работу программных систем существует только при работе «в облаке» иностранного вендора. Для оборонных предприятий это невозможно. Однако существует угроза внесения изменений в действующие системы через обновления ПО, что может привести к ухудшению качества работы систем и к потере данных. Также есть вероятность отключения поддержки существующих автоматизированных систем проектирования и производства на российских предприятиях иностранными вендорами, поскольку в контракты обычно включен пункт о запрете использования этих систем для проектирования и производства военной техники.
«До поры до времени производители этих систем не предъявляют претензий к российским клиентам, поскольку отказ от поддержки действующих систем неминуемо ведет к потере не только российских клиентов, но и клиентов из других стран, которые вполне могут примерить к себе историю с отключением поддержки компаний в России, — продолжает Валентин Макаров. — Такое отключение противоречит законам капитализма, поэтому вендоры будут всеми силами сопротивляться введению таких санкций и их применению».
Однако это возможно по политическим причинам. В таком случае российские сервисные компании смогут обеспечить поддержку этих систем в течение какого-то времени, но через 3-6 месяцев будут бессильны реализовывать на этих системах функции, которые будут включать новые, неизвестные им, приложения. Выход будет найден с помощью российских спецслужб, как это уже не раз бывало в советском прошлом, но этот выход влечет за собой дальнейшее отставание.
Кроме того, отключение «всего и вся» одной кнопкой может быть реализовано не через программные продукты, а через недекларируемые возможности аппаратной части. «Вот с этим бороться трудно», — говорит Валентин Макаров. С ним согласен и Александр Казин. По его словам, основные риски связаны именно с использованием иностранного «железа» и операционных систем — именно там возможно наличие так называемых «недекларируемых возможностей», позволяющих отключить их «одной кнопкой». Однако в этой сфере быстрое импортозамещение вряд ли возможно — до настоящего времени полноценных отечественных аналогов этих продуктов не существует.
Для того, чтобы полностью перейти на отечественное ПО и оборудование в критически важных областях, в том числе и в области создания высокотехнологичной продукции, необходимо создавать конкурентные продукты и системы, а это можно сделать, только имея достаточно большой рынок для доработки этих систем до высших уровней качества и цены, а также финансы для того, чтобы быстро осуществить разработку системы, потом долго и методично ее дорабатывать и проводить массированную кампанию по продвижению этой системы на российском и на глобальном рынке.
По мнению Валентина Макарова, такую задачу лучше поставить перед 2-3 коммерческими производителями таких систем, чтобы обеспечить конкурентную борьбу между ними. И параллельно готовить потребителей (предприятия ОПК) к работе в эпоху цифровой экономики. «К этому движению необходимо прибавить комплексную работу бизнеса и государства по созданию прототипов «доверенной среды», то есть такой программно-аппаратной платформы, в которой и аппаратная, и программная часть, и средства проектирования и производства отвечают требованиям отсутствия уязвимостей и недекларируемых возможностей. Для этого в Технопарке Санкт-Петербурга при финансовой поддержке города ИТ-кластер создает Инжиниринговый центр «Сейфнет НТИ», в котором с начала 2018 г. и будут создаваться компоненты доверенной среды», — говорит эксперт.
«Конечно, рынок всегда выбирает все самое дешевое, и обычно те компании, кто раньше сделал продукт, кто больше его продает, быстрее и охотнее снижает цены, — отмечает Константин Черников, генеральный директор компании «Актив». — Это затрудняет продажи аналогичной российской продукции. Зарубежная продукция именно по этой причине дешевле отечественной. Сам рынок только частично может отрегулировать себя так, чтобы использовалась именно российская продукция: когда речь идет о прорывных российских технологиях и когда они дешевле зарубежных».
По его словам, вдумчивая протекционистская политика по отношению к отечественным производителям применяется во всех странах, которые делают своим приоритетом технологическую независимость в определенных сегментах рынка. Злоупотребления протекционизмом возможны всегда, но известно и много способов противодействия этому. По мнению Константина Черникова, создание реестра отечественного ПО отлично помогает отдавать приоритет отечественной продукции. Создание аналогичного реестра для «железа» тоже помогло бы его производителям.